Детские страхи

27.07.2016 13:38 Просмотров: 2 983 Оставить коммент

Детские страхи — закономерное явление в жизни ребёнка. Вряд ли кто-то из читающих эту статью ничего не боялись в детстве.

По мере роста и развития умственных способностей маленький человек всё яснее осознаёт, что его возможности, его силы слишком малы, чтобы противостоять этому огромному, малоизведанному миру. И есть в этом мире те явления и объекты, с которыми он точно не справится, потерпит поражение. К таким объектам и явлениям дети чаще всего относят: незнакомых людей (чаще с негативным поведением: бандиты, разбойники, воры), диких животных (лиса, волк, медведь, змея), явления природы (ураган, гроза, наводнение), медицинские процедуры (уколы, лечение зубов), наказание (отругали, поставили в угол).
    Как же узнаёт ребёнок об этих опасных для него явлениях? Здесь есть два пути: первый через переживание собственного опыта (гроза, взятие крови из пальца) и передача опыта и знаний от окружающих, чаще всего близких людей (страх незнакомых людей, диких животных). Практика показывает, что страхи, переданные ребёнку сверстниками и взрослыми более яркие и стойкие. Это связано с тем, что из – за отсутствия опыта взаимодействия с данным явлением и благодаря детской фантазии оно обрастает всё более пугающими подробностями. Именно об этих страхах ребёнок готов говорить, рисовать их и проигрывать со сменой ролей. От пережитых в реальности страхах ребёнок часто старается отгородиться, неохотно рассказывает, отказывается в них играть, «забывает». Объяснить это можно психотравмирующим воздействием ситуации страха, и потому нежеланием её повторения даже в игровой форме. Однако повторное игровой переживание даёт хороший коррекционный эффект, помогает справиться с пугающей ситуацией, переводит её в плоскость обыденного, того, что можно вариативно изменять, проигрывая на разные лады.
    Отдельно необходимо сказать о сказочных страхах: Баба – Яга, Змей Горыныч, медведь, волк, лиса, новоявленные монстры, чудовища, динозавры, приведения и зомби. Например, один ребёнок очень боялся лису. В беседе выясняется, что ребёнок боится лису из сказки, которая олицетворяет собой хитрость, коварство, лесть. Именно этих качеств в окружающих опасается ребёнок, и правильно, конечно же, делает. Но, переведя вектор страха с милого животного на немощи людей, мы поможем ребёнку не только перестать бояться лисичку, но и внимательно относиться к различным проявлениям человеческой природы.
    Вообще, сказочные персонажи, как олицетворение косвенного или прямого агрессивного воздействия, выявляют несовершенство механизмов самозащиты ребёнка, что в полной или частичной мере осознаётся им самим. В этом случае страх представляет собой запрос к нам, взрослым: «Как мне защититься?», «Я боюсь за свою жизнь!». Придуманные вместе с ребёнком варианты «борьбы» со злой силой обычно благодарно принимаются. Из стратегий взаимодействия со злом девочки чаще выбирают бегство или налаживание контактов с недружественной силой. Мальчики склонны обхитрить, устроить ловушку, нанести «превентивный удар», чтобы «неповадно было». Любые пути выхода хороши, важно, чтобы они давали ребёнку возможность действовать, не оставаться в беспомощности страха. Варианты выхода из ситуации хорошо закрепить рисованием и проигрыванием ситуации.
    И ещё один совет. Предупреждая ребёнка об опасности, многие взрослые «перегибают палку». Например, эмоционально и часто обращаясь к теме недружественных взрослых (злой дядя, бандит и т.д.), формируется сильный страх, который может не позволить ребёнку даже оставаться одному в комнате: везде ему чудятся бандиты и воры. Дать ребёнку способы выхода из трудной ситуации, если он в ней окажется – вот главная задача взрослых. Запугивание же парализует волю, ведёт к неврозу. Вряд ли невротик сможет адекватно действовать в неожиданной ситуации.

Автор:  Мартынова Жанна

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Опубликовано © Интересные-статьи.рф